В мире, где ежесекундно рассылается порядка двух миллионов электронных писем, неудивительно, что некоторые из нас забыли о "нетикете" – этикете в сети – и допускают промахи различной степени тяжести.
Британская компания officebroker.com, ведущий маклер офисных площадей, предлагает список самых неприятных оплошностей, которые можно допустить в деловой переписке.
– Коммерческий директор одной компании случайно отправил детали о зарплате сотрудника в общую рассылку по компании. Осознав свой промах, он поднял пожарную тревогу, чтобы все покинули офис, а он мог обойти все компьютеры и стереть отправленную информацию в каждом из них.
– Сотрудник некой компании отправил своему другу письмо, в котором признавался, что его болезнь, в связи с которой он взял отгул, вызвана "наркотиком класса А". К несчастью, он отправил это письмо всем в своей компании, включая руководство. Теперь он работает в другой компании.
– Одна компания включила в список адресатов общей рассылки 24 тысячи человек. Многие из них, вероятно, так и не добрались до текста письма, утомившись от прокручивания списка адресатов.
– Обмениваясь с другом электронными сообщениями, один бизнесмен отозвался о супруге третьего бизнесмена в крайне оскорбительной манере. Этот обмен письмами продолжился, и в определенный момент, когда речь пошла о планах на вечер, один из ее участников отправил цепочку сообщений тому самому третьему бизнесмену – забыв, что где-то в ее середине содержится этот злобный комментарий о его жене. Неудивительно, что встреча тем вечером не состоялась.
– Сотрудница полиции отправила своей коллеге электронное письмо с вопросом: "Кто стащил из холодильника мой йогурт?" К сожалению, она нечаянно отправила это письмо всем полицейским округа Уест Мидленд и получила много ответов в стиле: "Требуется помощь департамента уголовного розыска? Вы оцепили место преступления? Вызывали ли на поиски кинологов с собаками?"
В российских офисах
Чаще всего опрошенные Office Life люди просто путали электронные адреса. Так, например, в компании Ward Howell долго готовились к корпоративному тренингу, который должен был пройти в пансионате "Голубая речка". Офис-менеджер разослал всем письмо с просьбой написать о пожеланиях: как сотрудники хотят распределиться по комнатам, потому что номера были только на двоих. «У нас был партнер компании, Юрий Барзов, серьезный полный мужчина лет 40, и главный редактор E-xecutive Иван Сухий, человек примерно того же возраста и похожей комплекции, – со смехом вспоминают экс-сотрудники этого кадрового агентства. – И вот Иван по ошибке нажал на кнопку «Ответить всем» и вся компания (около 100 человек) получила письмо следующего содержания «Я буду спать с Юрием Барзовым».
«Ответить всем», как выяснилось, – едва ли не самая коварная ловушка. У Ольги, сотрудницы московского банка, были хорошие отношения с ее начальником. Настолько, что однажды, увидев в интернете милую фотографию, она отправила ее шефу и двум своим лучшим подругам. Никто не ожидал, что на следующий день одна из подруг Ольги нажала на «Ответить всем»... В итоге банкир с удивлением прочел «Привет! Кошмар! Вчера – напились клиентским вином на работе! Сегодня с утра – кофе! У меня от него энергия дикая. На месте сидеть не могу, крышу сносит».
Кнопку «Переслать», впрочем, тоже освоили не все. Юлия, сотрудник издательства, получила очередное письмо от клиента компании и решила переправить его коллеге безо всяких изменений, – всего лишь указала в теме «Катя, сделай с ним что-нибудь, он меня задолбал». С ужасом осознав, что отправила письмо не коллеге, а непосредственно клиенту, Юлия села сочинять другое письмо клиенту. «Каждую строчку того письма я переписывала по три раза», – говорит она. Это второе ее сообщение начиналось с фразы: «Уважаемый NN, хочу поблагодарить Вас за Вашу настойчивость»...
Аналогичный случай произошел с топ-менеджером, который, получив письмо с предложением об информационном спонсорстве, переправил его менеджеру по продажам со словами «Пусть плотют деньги» и только позже понял, что перепутал кнопки «Переслать» и «Ответить». «Было довольно стыдно получить от них ответ, весьма вежливый: "Простите?", – рассказывает он.
У вас плохая память на имена? Едва ли не самый распространенный «ляп», по наблюдениям Office Life, заключается в том, что при отправке одинакового текста нескольким адресатам, люди забывают поменять имя получателя. А иногда ошибки делаются и в своем собственном имени. Собеседник Office Life Юлия призналась, что однажды в деловом предложении допустила лишь одну ошибку, в подписи. А подпись выглядела так: «С уважением, Бля» (вместо «Юля»).
Как избежать
По подсчетам Lycos, каждую минуту в мире совершается около 42 подобных «проколов». В связи с этим, неудивительно, что многим из нас приходится сталкиваться с «электронным ужасом».
E-mail, безусловно, наиболее предпочтительный способ коммуникации, но ключ к успеху заключается в следующем:
1. Сбавьте темпы. Написав письмо, отдышитесь, перечитайте его и только потом нажимайте на кнопку "отправить".
2. Отвечая на чье-то письмо, спросите себя – хотите ли вы ответить только отправителю или всем – нажав не на ту клавишу, вы можете навлечь на себя большие проблемы.
3. Пересылая кому-то письмо, содержащее предыдущую переписку, прокрутите немного вниз и убедитесь, что там не содержится ничего такого, чего не стоит видеть вашему адресату.
4. Будьте аккуратнее, пересылая шуточные письма – ваш адресат может не понять юмора, особенно если эта шутка носит оскорбительный характер.
5. Не пишите письма ОДНИМИ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, потому что получателю может показаться, что ВЫ НА НЕГО ОРЕТЕ.
6. Рабочий электронный ящик следует использовать только для рабочей переписки – письма, написанные с этого адреса рассматриваются как корпоративная коммуникация, и могут просматриваться.
Поэтому остановитесь, подумайте, а потом подумайте еще раз – и только когда вы будете полностью уверены, что с вашим электронным письмом все в порядке, и оно будет отправлено точно по адресу, можете нажать на клавишу "Отправить".
wwwrb.ru